Интервью с Джоном Скотом в Purple Valley, часть 1

Здравствуйте, меня зовут Стю, мы в Purple Valley.

Сегодня я разговариваю с Джоном Скоттом. 

В первую очередь, хочу сказать вам большое спасибо за то что вы позволили мне присоединиться к практике на этой неделе. 

Пожалуйста!

Я был по-настоящему поражен той позитивной энергией, что ощущается здесь в шале, а так же общей возвышенной и подзаряжающей атмосферой.

Это генерируется во многом вами, а так же Дэвидом Кейлом.

Я постоянно слышу в шале такие восклицания, как: «фантасика!», «Отлично сработано!», «Прекрасно!». И это показывает, на сколько вы вкладываетесь в каждого ученика.

Вы преподаете столько лет, хотя очевидно, что это естественно для вас, но всё же поразительно видеть, как вы выкладываетесь каждую минуту в вашей работе. Как это происходит? Расскажите, о чем вы думаете, когда приходите по утрам на майсор-классы? 

В первую очередь, в своих мыслях я всегда обращаюсь к Гуруджи. Я веду мои утренние майсоры так, как он меня учил. И я чувствую себя очень удачливым, так как был одним из восьми учеников в его классе.

 

Хорошее число...

 

Я встретил гуруджи в 70-х, и он был энергичным семидесятилетним. Я думаю, что он воспринимал свою позицию учителя, Гуруджи, Гуру, как роль. Мы обсуждали это с ним, поэтому я имею представление о его понимании «ролей». 

Когда я веду мой класс, я на самом деле играю роль. Я в роли учителя. Я уже говорил, что в первую очередь считаю себя учеником. Как ученик и практикующий, я имею радость от своей практики и хотел бы разделить ее с другими.

Гуруджи имел ограниченный словарный запас, который мог использовать в общении с западными учениками. По крайней мере, если вы не владеете санскритом, как Ричард Фриман.

Я не тот человек, который будет разговаривать об общих вещах перед большой аудиторией. Я  предпочитаю разговор один на один. Когда я общался с Гуруджи, наш разговор всегда был достаточно специфический и узконаправленный.

Я человек-наблюдатель. Я много наблюдал и анализировал Гуруджи. В те дни мы могли оставаться в классе, пока он работал с другими. Не было очередей. В мой первый визит в Майсор, в последний месяц я был одним из четырех.

Именно поэтому, когда я преподаю дома, у меня в классе всегда максимум десять учеников.

 

То есть вы следуете примеру Гуруджи во многих аспектах, но так же и этой идее маленьких групп?

 

Да. Вы упомянули Дэвида. Дома он тоже берет максимум 8 человек в свой класс. Мы хотим продвигать это идею взаимодействия один на один в обучении. Ведь так делал Гуруджи. Это означает больше физического, зрительного контакта и больше дыхания.

 

Когда вы были на классах Гуруджи, заметили ли вы, что он адаптируется к индивидууму? Я вижу это в вашей манере... Давал ли Гуруджи разный материал конкретным людям? Другие последовательности, другой счет?

 

Да, он адаптировался. Один и тот же счет, но разные позы. ...И одна и та же последовательность.

Первый конфуз за эту неделю для меня случился, когда вы подошли и спросили номер виньясы для одной из позиций. Моя реакция была: «аэээээ...». Я забыл! 

Не могли бы вы объяснить важность счета? Зачем это нужно делать? Я знаю, что вы много можете рассказать об этом.

 

В первые два года с Гуруджи я не знал, что чатвари, панча и шат — это 4, 5, 6. Я думал, что чатвари — это прыжок назад, панча — верхняя собака, а шат — нижняя собака. Я думал, это и есть перевод.

У нас была доска объявлений, и там висел список названий поз и номеров. Я помню, как я смотрел на нее и проходил мимо. В мои ранние годы в Майсоре я много общался с Лино Миеле. Мы пытались работать вместе, понять, что означают эти числа, но не смогли сообразить, что Гуруджи считает (во время практики).

 

И никто вам не объяснил, что это счет виньяс?

 

Он демонстрировал этот метод счета. Но то, как он представлял материал на занятиях никогда не подразумевало обсуждений. Его словарный запас не был на столько большим, чтобы обсуждать что-то. Поэтому знание было для нас пазлом с большим количеством пропущенных частей или дыр.

Лино съездил на международный семинар с Гуруджи во Франции, который я пропустил. Когда он вернулся, он сказал мне: «Джон, он считает!». С этого момента мы начали исследовать счет.

Гуруджи разрешил нам с Лино делать записи, когда он считал во время фул-виньясы.

 

В тот период как вы расценивали те куски практики, где нет счета? В практике есть вдохи и выдохи без счета. Объяснял ли Гуруджи почему так происходит?

 

Нет, он не объяснял. Помните, любимый ответ Гуруджи «делай свою практику и всё придет». Это можно понимать во многих смыслах. В течении жизни ты должен практиковать, чтобы быть достаточно сильным для жизни, которая приходит, иметь эту технику. Если вы действительно практикуете и исследуете при этом себя изнутри, тогда понимание, внутренний опыт приходит. Когда мы учим чему-то, в первую очередь мы должны знать самих себя.

Итак, взятие на себя роли того, кто делится практикой, заключается в этом делении практикой. Так я по-настоящему начал понимать и изучать ее. Ведь ученики начинают задавать такие вопросы, как вы сейчас: почему здесь нет счета? Как учитель, я бы хотел иметь ценный ответ или попробовать найти его.

 

И нашли ли вы этот ответ?

 

Не напрямую от Гуруджи. Когда мы делаем Прасарита Падоттанасану, мы имеем 5 виньяс. Но в «Йога-мала» говориться, что практикующий должен знать, что в виньясах 2 и 4 необходимо сделать дополнительный вдох и дополнительный выдох. Итак, двэ имеет два дыхания и чатвари имеет два дыхания. Если вы обратите внимание, на этой виньясе тело не движется. То есть во время выдоха сам торс не движется. Руки поднимаются с пола к торсу на чатвари, но на выдохе мы не двигаем торсом. Затем панча — поднимаемся вверх.

  

Это же происходит в Падангуштхасана и Пада Xастасана, там есть дополнительные вдохи/выдохи.

  

Давайте возьмем для примера Ардха Баддха Падмоттанасану. 

  

Давайте!

  

Полулотос стоя с наклоном вперед. 9 виньяс. Часто у людей кружится голова, когда они выходят из этой позы. Артерии пережимаются, когда вы наклоняетесь вперед, голова ниже сердца - это классический повод для головокружения, особенно, если вы сразу поднимаетесь прямо вверх.

Понимайте счет, как хореографию. Ардха Баддха Падмоттанасана хороша для того, чтобы исследовать ваш вопрос, потому что хореография, когда вы проходите эту асану, дает вам ответ. 

Экам — захват; двэ — наклон, 5 дыханий; трини — вытяжение вперед, выдох - здесь технически тело не движется. Но что происходит? Когда вы вытягиваетесь вперед, а затем делаете выдох, вы сгибаете колено опорной ноги. Так вы балансируете кровяное давление. Выдыхая, вы находитесь всё еще довольно низко, но голова выше сердца. Затем на чатвари вы поднимаетесь вверх. Рука всё еще захватывает лодыжку, вы отпускаете ногу - это движение тела (панча). Левая сторона: шат — захват; наклон вперед — сапта, 5 дыханий; вновь аштау — вытяжение вперед, выдох — согните колено. Сделайте хороший выдох, сбалансируйте давление, чтобы не закружилась голова. Нава — вверх; Самаститихи — это всегда ноль, для этого положения никогда нет счета. Вот так работает Ардха Баддха.

 

Я часто вижу, что люди делают этот дополнительный выдох коротким. Должен ли он быть такой же длины, как все остальные, и выполняться по принципу выдох равен вдоху?

 

Да  конечно, ведь он нужен, чтобы избежать головокружения.

 

Вы так же говорили, что для вас счет во время практики — это что-то вроде мантры, чтобы сфокусировать, сбалансировать ум во время практики...

 

Я придаю такое значение счету, потому что Гуруджи считал. Можно было подумать, что он считал только для иностранцев. Но в Майсоре, в своей шале, в Лакшмипураме он тоже считал. Когда он правил кого-нибудь, он иногда пропускал счет. Мы никогда не слышали, чтобы он полностью просчитал всю фул-виньясу или халф-виньясу. Можно было, например, услышать только ашта, нава. То есть если бы вы не понимали, как считать, вы не смогли бы узнать счет для конкретной виньясы.

Но тем не менее он считал всегда. Я анализирую, что Гуруджи считал в течении 60-ти лет на своих классах. Это должно быть важным, иначе он бы перестал делать это.

Вы сказали слово «мантра». Я позволил себе называть это мантрой. Это числа на санскрите, технически не имеют никакого значения. Это звук, который повторяется и повторяется и повторяется... Вы принимаете счет за нечто постоянное и если ваш ум убегает, то вы возвращаетесь к нему. Технически это работает, как мантра.

 

Это фокусирует. Если вы погружаетесь в свои мысли, то теряете счет....

 

Да. Гуруджи рассказывал мне и Лино, что его экзамен у Кришнамачарьи заключался в том, что Кришнамачарья мог спросить его: «Сапта, Cурьянамаскар B - ?». И он должен был ответить : «Вирабхадрасана». На экзаменах ему нужно было знать виньясы.

Это можно сравнить с GPS. Каждая асана имеет название или место назначения. Вы начинаете в положении 0 (ноль), вы отправляетесь в место назначения, чтобы завершить позу и возвратиться. Перед тем, как приступить к асане, вы знаете точно, что собираетесь делать. И каждый раз, когда я возвращаюсь в Самаститихи (или в kumbishunia – пустота или бесконечный потенциал), я признателен Ганеше, который снимает все препятствия, я чувствую свежесть. Иногда я делаю 3 дополнительных дыхания, особенно во время второй серии. Таким образом я балансирую себя, чтобы когда я отправлюсь в следующее путешествие, я не тянул за собой прошлое. 

Это именование похоже на скачивание. Сначала вы скачиваете номер виньясы, положение асаны. В этой загрузке есть название, например Уштрасана. Что такое Уштрасана? Это верблюд. И название рассказывает нам историю, которая воспоследует. Оно помогает вам перед асаной начать процесс эмпатии. Что же это будет? Таким образом, для меня очень важно, что в самом начале я знаю, куда иду.

Если цель практики — исследование себя, понять кто ты есть, осознать себя, то в первую очередь надо знать где ты, откуда ты пришел. Эти старые вопросы: «кто я?», «где я?», «что я?», «что я делаю?», «куда иду?», «откуда пришел?». В этом виньяса.

 

Вы упомянули названия асан. Точнее переводы названий асан. Мне всегда было интересно, как они связаны с тем, как выглядят асаны. Например, нижняя и верхняя собаки действительно похожи на то, что собаки обычно делают. Другие асаны сложнее визуализировать. Уштрасана, например, в общих чертах соответствуют представлениям о верблюде, но всё же не совсем. Я хотел бы прояснить. Является ли  это чем-то большим, чем просто абстрактными именами? Можно подумать, будто, делая их, мы должны попытаться воплотить какую-то сущность...

  

Да! Скажем, Бакасана - это птица. Вы пытаетесь воплотить аспект птицы. Ваши руки, которые вы используете, чтобы брать (иногда чтобы отдавать, но обычно, чтобы брать), должны опуститься и коснуться земли. Когда вы делаете Бакасану, вы, конечно, становитесь птицей: руки превращаются в птичьи ноги, ваше человеческое тело перемещается в сущность, которую вы пытаетесь эмитировать. Это эмпатия. Руки становятся ногами, а колени становятся крыльями, здесь должны быть перья (показывает). Возможно, у меня яркое воображение, но оно позволяет мне оставаться в позитивном состоянии. 

Когда Гуруджи видел, что кто-то слишком напрягается, он говорил: «слишком много мыслей», или даже: «слишком много негативных мыслей». Патанжали говорит: переключитесь на позитивные мысли. Этот настрой позволяет быть конструктивным. Чем быть деструктивным, будьте мечтательным, будьте радостным, сохраняйте это качество Питера Пена. Тогда вы будете иметь в себе ту силу и легкость, которые необходимы, чтобы летать.

  

Вы часто ссылаетесь на  землю, воду, деревья, животных. Говорите о том, как эти аспекты переходят один в другой.

 

Мы слишком зациклены на теле: руки, ноги, плечи. Мы забыли, что мы сделаны из 5 элементов. Перед тем, как лепить различные формы из нашего тела, мы должны осознать его физическую природу: его физический  вес, основание, центр тяжести и движение центра тяжести относительно основания, чтобы удерживать баланс. Вы можете начать играть с тем фактом, что каким бы не было основание, по сути, это земля. Очень тесно связана с землей вода. 

Когда мы делаем Утхита Хаста Падангуштхасану, наши ноги образуют ствол дерева. Когда вы поднимаете одну ногу вверх и удерживаете ее, вы поднимаете часть ствола или ветвь? Скорее всего, это ветвь. Если это ствол, то он тяжелый - вы должны переместить всю воду, которая наполняет ствол, в одну ногу. Это довольно просто: надо согнуть одну ногу, перенести вес на другую, и она начинает наполняться водой. Затем вытяните ногу вперед и вверх, как ветвь.

Можно было бы сделать мультфильм, если смотреть на это как на игру. 

Если вы понаблюдаете за боевыми искусствами, они могут заземляться.

Если совместить культурные заимствования, то можно увидеть: они меняют формы. Они играют с пятью элементами: аспектами земли, воды...

 

Если понаблюдать за вашей практикой, то можно видеть в ней столько легкости, воздушности. Точно плывёт лебедь...

 

Спасибо!

 

…- на поверхности движение очень легкое, но в глубине есть сила от которой идет это движение. Знание о пяти элементах позволяет вам сохранять эту легкость в практике?

 

Да. Когда я был моложе я был очарован боевыми искусствами. Я помню, как я видел старого мастера в документальном фильме. Ему было 70.  Он сказал: у меня ушло 70 лет на то, чтобы найти Ци.

И что интересно... Гуруджи на своих теоретических классах...., а раньше у нас была теория по субботам днем... На этих теоретических классах я услышал очень интересную информацию... Я потерял свою мысль...

  

Вы собирались поделиться с нами какой-то интересной информацией, которую вы получили на этих классах.

 

Гуруджи никогда не говорил такие слова, как «мышца» или «кость». Я никогда не слышал, чтобы он говорил о мышцах или костях. В йога-анатомии гуруджи не было «костей», только «нади». Он обращался прямо к нади, прямо к пране. В аштанга-виняса йоге вы довольно рано начинаете слышать слово «прана» и слово «бандха».

Мула-бандха нужна, чтобы сохранять энергию в теле, чтобы она не утекала в землю. Вы же не хотите, как электрический кабель, проводить энергию в землю? Легкость или «качество лебедя» в практике достигаются тем, что энергия не утекает из вас в землю. 

Итак, мула-бандха, уддияна-бандха, джаландхара-бандха нужны для того, чтобы контролировать этот поток. Для меня они являются тремя звеньями в одной цепи. Я не хочу, чтобы они распались. Я всегда прибываю в связи с ними.

 

Иногда вы так же упоминаете армпит-бандха (подмышка-бандха)...

 

ха ха ха!

 

... мы не так уж часто встречаем этот термин в книгах. Откуда он пришел?

 

Однажды я заинтересовался хаста-бандхой. И один друг сказа мне: «Джон, это называется «карамула»». Вот это место (показывает основание ладони) называется карамула, это корень ладони.

 

Снова корень!

  

Да, снова корень. 

В прошлой жизни я был дизайнером. Я работал с детьми-инвалидами. И у одного из них была болезнь, связанная с остановкой роста конечностей. У этого ребенка не было рук, только бутоны. Мы называем это «бутон». И я кое-что понял общаясь с ним.

Сушумна (позвоночник) и конечности - как ствол дерева и ветви. У нас есть 5 частей (членов, конечностей). Центральная часть имеет мулу (мула-бандха). Ладони имеют карамулу, как корень. Но что же тогда имеют руки в качестве корней? В центральной части есть три основных центра: анус, живот, горло. В руке у нас есть: подмышка, локоть и запястье. Так я экстраполировал, что каждый сустав — это энергетический центр.

Как дизайнер, я знаю, что форму определяет функция  - это мантра движения Баухауз. Я изучал это будучи студентом. У меня был преподаватель-немец. Он поделился с нами этим тезисом, и он много значил для меня.

В теле у суставов есть своя функция. Если мышцы, окружающие сустав, слишком тугие или, наоборот, слишком слабые, то его подвижность нарушена. Тогда те позы, который мы делаем, будут тоже иметь нарушения. Таким образом, чтобы добиться оптимальной позы, вы должны освободить суставы. Чтобы свободно двигаться, вам необходимы здоровые суставы. 

Я искал название для руки и нашел слово «баха» на санскрите. Если я ошибаюсь, и кто-то может поправить меня, пожалуйста сделайте это. Бахамула-бандха - подмышка-бандха. 

Итак, подмышка-бандха нужна, чтобы сохранять связь между подмышками и областью пупка, а так же областью горла. (показывает на торсе диагональные линии от подмышек к пупку и к горлу). Получается кайт-форма, если уменьшить ее, то выглядит почти как бриллиант супермена.

 

Мне нравится эта идея. Вы можете носить такую футболку...

 

Мышца серратус — это моя подмышка-бандха. Сохраняя их включенными, я придаю моей практике легкость. Я сохраняю энергию с помощью моих подмышек. Потому что я провожу энергию через подмышки к рукам.

 

Это позволяет контролировать конечности в виньясах, двигаясь вверх и вниз?

 

Дейвид Кейл и я работали 15 лет вместе. Мы были друзьями и коллегами 15 лет. У нас прекрасные отношения, потому что мы дополняем друг друга. 

 

Разделяя концепции между собой.

 

То, что я открывал в своем теле по ощущениям — это не было анатомическим знанием. Дэвид корректировал меня. Он представлял для меня этот академический мир анатомии, разъяснял мои идеи по поводу подмышек. В результате такого мозгового штурма его знания переходили ко мне. Так я начал понимать, как работает человеческое тело.

И что же происходит когда вы подтягиваете вашу мулу к паху и к уддияне, а ваши подмышки к горлу? На перекрестке этих линий (нади!)... (показывает условные линии у себя на торсе)  находятся муладхара, свадхистана, манипура, анахата. Вы пересекаете сушумну в этих местах. Линия от горла к пупку перекрещивается с линией от одной подмышки к другой, и на перекрестке находится сердечная чакра.

 

Я открыл это, когда делал маленькое упражнение, которое называл «детская последовательность» (“baby-sequence”).

Я вставал на четвереньки в позу кошки, и погружался в медитативное состояние внутреннего исследования. Если упереться правой рукой в пол, то чувствуешь, как мышца набухает, подмышка набухает. Когда я переношу вес на левую руку, я чувствую, сдвиг в районе пупка. Когда опять переношу вес с одной руки на другую, я ощущаю, что это происходит через мой пупок. Итак, я чувствую этот диагональный сдвиг, связь здесь (от подмышек к пупку).

Такие открытия возможны, когда мы становимся по-настоящему сфокусированы.

  

И имеем волю к исследованию. 

 

Позвольте мне вернуться к счету снова. Обычно мы полны случайных мыслей вне контекста нашей практики. Это просто случайности, которые выдает наш повседневный, тривиально думающий ум. Когда мы находимся во власти этого обыденного мышления, мы не связаны с тем, что мы делаем.

Но можно изменить это, имея технику, которая приводит вас в фокус. Для меня мой счет и мое дыхание — это фокус номер один. Он позволяет отрезать обыденные мысли, и я становлюсь по-настоящему вовлеченным в то, что делаю. Я погружаюсь даже глубже в технические детали предмета, которым занят. Ум всё равно очень активен и думает о разных вещах, но все они сконцентрированы вокруг того исследования, которым я в данный момент занят. И если я продолжаю погружаться дальше, я могу сделать множество открытий, потому что ничто больше не стоит у меня на пути.

Что же происходит, когда вы побеждаете обыденное мышление? Вы начинаете видеть вещи необычные, экстраординарные. Мои подмышки экстраординарны! Мои руки не обычны, они экстраординарны!

Замечено, что с 18 месяцев до 2-х лет часть мозга под названием гиппокамп начинает запоминать и хранить впечатления. В течении жизни мы вновь ссылаемся на эти участки памяти. Наше обыденное мышление постоянно возвращается к этим впечатлениям прошлого. Так рождаются эмоции, ассоциации, предположения, основанные на этой проекции реальности. До этого возраста ребенок погружен в чувства, его органы чувств полностью пробуждены в отношении происходящего с ним. И возможно, когда дети (до 18 месяцев) смотрят на свои руки, они видят их окруженными сиянием, как Нео в «Матрице». Посмотрите на ребенка - он настолько пробужден! Это в его глазах. Он впитывает всё.  Но медленно и постепенно это сходит на нет.

Итак, счет является для меня мантрой, которая возвращает меня в состояние полной вовлеченности, где я поглощен моей практикой. Таким образом моя практика может быть полна исследований или просто становится очень сфокусированной.

Продолжение: Часть 2 интервью

Ссылка на видео интервью: https://www.youtube.com/watch?v=WU87NjluAxY&feature=share

 

Перевод интервью Анастасия Ашиткова

 

 

 

 

Комментарии

Русский

English

Луна сегодня:

Waning Gibbous

до новолуния 11 дней

до полнолуния 26 дней

Расписание занятий

         1  2  3
 4  5  6  7  8  9  10
 11  12  13  14  15  16  17
 18  19  20  21  22  23  24
 25  26  27  28  29  30  31

28

ЧТ

марта

Яндекс.Метрика