Интервью с Джоном Скотом в Purple Valley, часть 2

Часть 1 Интервью

Я пытаюсь понять, где счет располагается в моем уме.  Должен ли счет он следовать перед дыханием или может проговариваться на протяжении всего вдоха или выдоха?

 

Есть разный подход. Я люблю приводить примеры из кино. Сейчас я вспомнил о «Железной Леди», где Мерил Стрип играет Маргарет Тетчер. Она старая и больная, и доктор приходит, чтобы осмотреть ее. Он спрашивает, как она себя чувствует. Она приходит в ярость и восклицает: «Хватит спрашивать меня, что я чувствую! Пожалуйста, спросите меня, что я думаю!». 

Вы наблюдаете свои мысли, как они становятся вашими словами, а слова становятся вашими действиями. Действительно ли эта мысль пришла к нам от Маргарет Тетчер? Мы где-то слышали это прежде? В самом деле, так говорил другой государственный лидер — Ганди. Он, в свою очередь, почерпнул это из Бхагават Гиты.

Давайте подумаем об этом. Действительно, философский вопрос: что же приходит первым - мысль или семя? 

Итак, есть семя. Из семени произрастает мысль, из мысли - слово, из слова приходит действие. Действие сажает новое семя. И этот круг продолжается. Сюда не было включено дыхание.

Начинающие практикуют совершенно неправильно. И я был сам виноват в этом, когда только начинал делиться практикой, пока мы с Лино не сделали то открытие. Большинство людей начинают с тела и затем добавляют дыхание. Но на самом деле всё совершенно наоборот: дыхание движет телом, а не тело дыханием. 

Если вы пойдете в гимнастический зал, где дыханием людей движет тело, вы увидите, как после нескольких упражнений людям приходится останавливаться, чтобы успокоить свое дыхание. Они не осознают, что на самом деле дыхание приводит тело в движение.

В йоге ставится этот вопрос: что же движет дыханием, которое движет телом? Прана! Прана движет дыханием, что движет телом. Что есть прана? Прана — это жизненная энергия, но для меня, проще говоря, прана — это свет. Это световая информация, разумность или просто информация. Следовательно, это мысль движет праной, которая движет дыханием, которое движет телом.

И мы можем проверить это очень просто.

Я помню себя маленьким ребенком, как я бежал, чтобы положить мусор в корзину на заднем дворе. Было темно. Я выбегал из черного хода на кухне. Помню это ощущение, которое проходило вверх по позвоночнику. Мои мысли контролировали нервную систему. Моя симпатическая нервная система находилась в состоянии «бей или беги».

Гуруджи говорит: уберите негативные мысли, ум здесь.

Я рассказываю всё это, чтобы показать, что вам действительно надо думать счет. Думайте число, дышите. Число идет первым.

Если вы вспомните счет Гуруджи: экам - вдох, руки вверх; двэ - выдох, наклон вперед. Он добавлял дришти иногда: экам - вдох, руки вверх, взгляд на большие пальцы; двэ - выдох, наклон вперед, взгляд на кончик носа.

На занятиях Гуруджи некоторые вещи варьировались, но общий порядок оставался: число, дыхание, действие, направление взгляда. Мы можем разбить это на колонки: число, дыхание, действие, направление взгляда. 4 колонки. Направление взгляда убираем, движение убираем — это то, что заучивается наизусть. Остается лишь дыхание и мантра, которые продолжает повторять Гуруджи. Это динамическая мантра, динамическая медитация. Это трансцендентальная Аштанга-виньяса йога! Медитация в движении.

Я долго не мог понять что же является ключом, настоящей техникой. И с годами практики и обучения, понимание пришло.

Как это получалось у Гуруджи? Как он помнил имена учеников? Откуда он знал, какие позиции люди пропускали? Как узнавал об их болезнях, если ему о них не сообщали?

Причина в том, что он был на их месте. Счет сохраняет учителя сфокусированным. Счет сохраняет учителя нейтральным.

И возвращаясь к вашему изначальному вопросу, как я сохраняю живость в классе? Это всё счет! Когда я считаю, я не прибываю в моих обыденных мыслях. Это 3 часа...

  

Да, мысли вроде: что у нас сегодня на обед?

 

Если бы я проводил эти 3 часа прислонившись к стене, пребывая в своих обыденных мыслях, ассоциациях, всплывающих из памяти, я бы возвращался к своей истории, к своей жизни.

 

Да, вы действительно выглядите очень погруженным в процесс. Вы замечаете всё, что происходит вокруг вас, оказываетесь в нужный момент в нужном месте, когда практикующему нужна помощь.

 

Только не в этой группе...

 

Да, это большая группа... Вы наблюдаете на подсознательному уровне, возможно, так как вы заняты счетом, но другая информация так же проникает в вас.

 

Да, много информации доходит до меня. Я наблюдаю за тем, что происходит, но я не смотрю сквозь эти фильтры обыденности.

 

То есть вы не добавляете свои собственные впечатления к тому, что происходит.

 

Да. Если вы уберете фильтры вашего восприятия, то сможете напрямую ощущать, что происходит в комнате.

 

Я еще раз хочу уточнить: то есть я говорю эти числа себе, и это просто мысль о числе, за которой следует дыхание?

 

Да. Точно.

 

Вы так же упомянули, как я понял, что есть лучший способ разучивать практику, чем тот, которому следует большинство начинающих? Что же это?

 

Это идет рука об руку с тем, о чем мы говорили. 

Мантра, в частности в трансцендентальной медитации, сообщается шепотом на ухо. (говорит шепотом) 

Экам, двэ, трини чатвари... Понимаете?

Но Гуруджи считал громко, он передавал ее вслух: экам, двэ, трини. 

Своих новичков я учу произносить счет вслух. Если вы озвучиваете его во время практики, ваше дыхание искажается. Вы так же теряете внимание, чтобы правильно выполнять позы и переходы. Это не страшно. Хорошо перевернуть это задом наперед. Зацикленность на теле, дыхании, работе ума мы переворачиваем задом на перед: ум, дыхание, тело. Если вы жонглер, то подбрасываете шар ума, за ним следует шар дыхания и далее - шар тела.

Если вы начинаете с озвучивания мантры, то она постепенно просачиваться внутрь. Сначала произнесите мантру, затем прошепчите, затем подумайте ее. Вы пытаетесь думать мантру, но, возможно, вам имеет смысл сделать шаг назад: озвучить ее, по-настоящему выразить во время практики. Затем закройте рот, вернитесь к дыханию, начните думать ее. И в конце концов, она возникает сама по себе, так как вы знаете ее. 

Итак, я знаю счет. Я просто стою на мате, и счет возникает сам. Теперь я слышу его. Я произносил мантру, я шептал ее, я думал ее и теперь я слышу ее. Это означает, что вы знаете ее. Мантра становится вами.

Я считаю уже 20 лет.

 

Когда в классе вы помогаете кому-нибудь, например, в Суптакурмасане, вы считаете, а если затем переключаетесь на другого практикующего, который выполняет Уштрасану, то вы подхватываете счет в его позиции тотчас же.

Потому что счет всегда с вами?

  

Да.

 

Вы говорили о чакрах, движении энергии в позвоночнике вверх и вниз и о том, как это влияет на  асаны. Особенно интересно узнать об этом в связи с наклонами вперед и прогибами. Вы имеете свой способ обучения прогибам. Не могли бы вы рассказать подробнее об этом, а так же о потоке энергии в наклонах и прогибах?

 

В первую очередь, прогиб — это неестественное, ненормальное положение. Наша нервная система пытается сообщить нам это. Как мне кажется, я пытаюсь обмануть нервную систему или иными словами позитивно перепрограммировать нервную систему, чтобы она приняла это положение.

Для тела существуют естественные образцы поведения на вдохе и на выдохе.

И тело следует этим образцам. Например, выдох — наклон вперед. Солнце заходит за облака - голова идет вниз, тело закрывается. Солнце выходит из-за облаков - тело открывается.

Вот шаблон выдоха (наклоняется вперед и опускает голову), а это шаблон вдоха (поднимает торс, голову и слегка запрокидывает ее назад).

Вы можете послушать Гуруджи, когда он говорит «голова вверх», «голова вниз» и проследить соотношения этих движений с дыханием. И даже более конкретно: голова идет вверх на вдохе, голова опускается вниз на выдохе. Голова двигается последней на вдохе и первой выдохе.

 

Переход в верхнюю собаку из чатуранги и, затем, в нижнюю собаку хорошо иллюстрирует этот принцип?

 

Да.

Нижняя и верхняя собака —  очень важные переходы.

Многие люди испытывают затруднения в том, что я называю шаблоном вдоха. Вот эта область (показывает на область шеи и плеч) связана со стрессами. Мы застреваем в этой стрессовой области. 

Переход в верхнюю собаку начинается с головы. Но здесь ничего не меняется (показывает на область шеи и плеч). Для меня это означает иметь хорошую подвижность в позвоночнике. На вдохе сердце следует за головой, а на выдохе голова идет вниз (показывает переход в верхнюю, а затем в нижнюю собаку). Когда моя голова опускается вот так (кивает головой), посмотрите на мой пупок - он идет внутрь. И это означает, что мой псоас осуществляет этот подъем, когда я делаю переход от верхней собаки к нижней.

 

Как-то вы помогали мне в переходе от верхней собаки к нижней. Это движение — кивок головой - пупок внутрь — таз вверх - вы сделали достаточно резко и динамично...

 

Да, одна моя рука на вашей голове, другая на пупке, и я просто делаю вот так (делает быстрое движение).

 

Когда мы практикуем сами по себе, должны ли мы воспроизводить это резкое и динамичное движение? Обычно движения достаточно медленные и плавные, когда мы переходим в верхнюю собаку, должны ли мы делать этот переход более динамично?

 

 

Да. Как бы переключитесь.

И помните, что это изменение темпа означает, что скорость вдохов и выдохов варьируется. Технически говоря в виньясах движения из асаны в асану меняются в соответствии с нагрузкой на организм.Чатвари — прыжок назад сильно отличается от экам. Особенно на начальных этапах дыхания не могут быть одной длины.

 

Движение следует за дыханием, значит дыхание должно оставаться неизменным и следует адаптировать движение...

 

Да. Движение отвечает дыханию. Дыхание должно быть свободным. Его нельзя задерживать. Гуруджи говорит: не задерживайте дыхание. Экам будет короче, чем чатвари. В чатвари, продолжая выдыхать, вы должны отпрыгнуть назад, вы не можете делать задержку.

 

Вы можете растянуть его.

 

Только если тело соответствует дыханию. Что идет первым курица или яйцо?

Зажатое тело начинает дышать, разогреваться, расслабляться, и тогда дыхание растягивается.

Давайте посмотрим на Сурьянамаскар.

В Сурьянамаскар А соотношение статических и динамических дыханий равно 1 к 1: 10 дыханий (5 вдохов/выдохов) в нижней собаке и 10 динамических дыханий (9 виньяс + Самаститихи).

В Суриянамаскар B: 17 динамических дыханий против 10 статических. 17 можно округлить до 20, тогда получается соотношение 2 к 1. То есть в Суриянамаскар B гораздо больше свободного дыхания плюс это вытяжение вверх в Вирабхадрасанах. Сурьянамаскар B более динамична и бросает больший вызов вашей выносливости.

  

И всё же, как в этом свободном дыхании убедиться, что не тело диктует дыханию, а  дыхание ведет за собой тело?

 

Просто не задерживайте дыхание.

 

Но растягивать его или делать короче можно?

 

Да. Но не стоит делать так (делает короткий резкий вдох). Вдох продолжается пока продолжается движение. Возьмите столько воздуха, сколько принимает ваше тело.

  

Переход от нижней собаки в Вирабхадрасану занимает больше времени, чем другие движения. Как же всё-таки следует поступать: не изменяя протяженности дыхания, двигаться быстрее или, растягивая дыхание, двигаться с той же скоростью? При этом, конечно, никаких задержек дыхания. Какой способ правильнее?

 

Немного личного опыта... 

Когда я был начинающим, я не умел растягивать дыхание. Возможно, я был немного педантичным в исследовании виньясы. Я думал, что виньяса означает дыхание — движение. Я подошел по-настоящему аналитически и пришел к выводу, что чтобы перейти в позу воина надо делать дополнительные движения, а значит дополнительные дыхания. Я делал вдох в нижней собаке, на выдохе ставил ногу вперед и затем со вдохом поднимался вверх в позу воина. Я делал так первые 2 года своей практики, и Груджи никогда меня не поправлял. Он никогда ничего не говорил мне по этому поводу. Однозначно, он слышал, что я беру дополнительный вдох. Но чего я не делал, так это задержки дыхания.

Теперь я делаю даже больше: на чатвари я делаю прыжок назад на выдохе, выхожу в высокую планку, продолжая выдыхать, опускаюсь вниз и оказываюсь в чатурнаге перед тем, как начинаю делать вдох, я уже готов к панча.

  

Когда мы переходим от Суриянамаскар А и B к асанам стоя, а затем к асанам сидя, меняется ли как-то дыхание естественным образом из-за интенсивности этих поз? Позиции сидя более интенсивны, чем позы стоя. Становится ли дыхание короче из-за этой интенсивности или остается примерно в том же темпе, который вы задали в Суриянамаскар? При условии, что у вас уже есть это умение растягивать дыхание.

 

Да... Я пытаюсь исследовать это внутри себя в данный момент... Как это соотносится с симпатической и парасимпатической нервными системами... Для простоты давайте скажем, что динамика активирует симпатическую нервную систему, а статика активирует парасимпатическую нервную систему. Они будут балансировать. Если сравнить А, где соотношение 1 к 1 с B, где соотношение 2 к 1, то симпатическая нервная система доминирует, то есть тело больше разогревается. Из асан сидя возьмем для примера Джануширшасану. Это по-настоящему интересно! Здесь 22 виньясы! 5 статических вдохов/выдохов на правой стороне, 5 на левой - всего 10 статических вдохов/выдохов, то есть 20 дыханий против 22 виньяс. Снова соотношение 1 к 1.

  

То есть это довольно релаксирующие позы?

 

Да. Но если вы делаете полную виньясу, тогда вы действительно балансируете себя. В халф-виньясе, возможно, вы отдыхаете слишком много, дыхание становится долгим и медленным, вы теряете поток.

 

Действительно, не так много людей делают полную виньясу. Хотя вы поощряете своих учеников на это.

 

Каждую асану вы можете делать, как мала. Я сделал несколько мала. Я купил джапа-мала, бусины, маленькие и большие. И я связал их между собой, чтобы продемонстрировать, что каждая поза, как мала.

Например, для Утхита Триконасаны мала выглядит так: двэ большие бусины — это правая и левая стороны, 3 поменьше, которые представляют собой виньясы между ними, и еще одна вытянутая, которая представляет Самаститихи. 

Итак, мала Утхита Триконасаны состоит из 6-ти бусин. 6-я бусина, нулевая - это Гуру или шунья (пустота). Экам - маленькая бусина, на которую можно медитировать. Двэ - бусина побольше - это цветок малы, пушпе мала, и вы будете играть с этим цветком 5 дыханий. Трини - маленькая бусина, вы выходите из позы. Чатвари — левая сторона, бусина побольше, снова цветок, который соответствует 5-ти дыханиям. Панча — поднимаемся вверх — маленькая бусина. Самаститихи.

Итак каждая мала представляет собой полную виньясу. 

Эдди Стерн написал красивое сопровождение к «Йога-мала» Гуруджи, называется «Святой, как молящийся » («Sacred as a  prayer”.

Каждая виньса, как бусина, ее можно считать и медитировать на нее. Каждая асана, как цветок, нанизанный на дыхание. Гуруджи так же говорил об этом.

Если вы делаете полную виньясу, особенно в сочетании со сложными позами, то это возвращает вас в нулевую позицию, где вы можете сбалансировать себя, взять столько дополнительных дыханий, сколько хотите и приступить к следующей позе.

Вы можете связывать некоторые асаны и после них завершать полную виньясу. Так можно делать с Джануширшасанами A, B и C. Закончив все три, вы возвращаетесь в Самаститихи.

Для меня, как для учителя, это всегда является возможностью проверить цвет лица ученика, когда он встает в Самаститихи, задыхается ли он. 

Если у вас одышка, просто оставайтесь там, сбалансируйте себя. 

Таким образом можно лучше контролировать практикующих, но только в маленьких классах.

Как я уже говорил, если я веду класс в одиночку, то беру максимум 10 учеников. Когда я работаю с Люси, мы можем взять 12, иногда 15. Когда я один, мне достаточно 10-ти. Это тяжелый труд. 

Когда мы путешествуем с Дэвидом Кейлом, если на наш класс приходит 30 человек, мы разбиваем их на три группы по 10. Мы могли бы сделать один класс из 30, но я следую этой идее за Гуруджи. 

Качество моей практики связано с тем, что я могу честно сказать: Гуруджи правил мне каждую асану. Это редкость. Я из поколения учеников Гуруджи, которых он правил в каждой позе. Мы так же ходили смотреть, как Гуруджи правит других учеников. Когда вы сидите и смотрите, вы можете видеть варианты, как можно править других людей. 

Когда я работаю с кем-то, я правлю как Гуруджи: я чувствую тело ученика, как если бы это было моё тело. И поскольку я имею возможность работать с большим количеством тел, я вижу много вариантов. В Курмасане и Суптакурмасане таз может быть развернут внутрь или наружу - это только две группы людей. И вы начинаете видеть эти категории.

 

 

Я думаю, нам пора заканчивать, Джон. Мы можем отпустить вас пить чай. Большое спасибо, что провели с нами время! Это было фантастически! Спасибо большое, что поделились с нами!

Пожалуйста!

Ссылка на видео интервью: https://www.youtube.com/watch?v=WU87NjluAxY&feature=share

 

Перевод интервью Анастасия Ашиткова 

 

 

 

Комментарии

Русский

English

Луна сегодня:

Waxing Gibbous

до новолуния 18 дней

до полнолуния 3 дня

Расписание занятий

 1  2  3  4  5  6  7
 8  9  10  11  12  13  14
 15  16  17  18  19  20  21
 22  23  24  25  26  27  28
 29  30

20

СБ

апреля

Яндекс.Метрика